22 апреля 2025
Дети в приоритете
Дипломы и денежные призы вручили ребятам ха-баровских школ — победителям ежегодной математиче-ской олимпиады, названной в честь выдающегося рус-ского мореплавателя, исследователя Дальнего Востока, адмирала Геннадия Ивановича Невельского.
По счету олимпиада седьмая, она же самая массовая по числу участников: на нее откликнулись около 800 ребят. Возможность проверить свои знания и получить соревнова-тельный опыт юным математикам предоставляют управление образования города Хабаровска команда преподавателей пе-дагогического института ТОГУ и учителей хабаровских школ, генерирующая конкурсные задачи и обеспечивающая объек-тивную проверку, лицей инновационных технологий, органи-зующий очный этап олимпиады и инициатор, он же спонсор соревнований — ООО «Сервисная компания «Колымская-ДВ».
«Чтобы в головах был порядок»
Эта фраза — ответ Григория Лескова, директора «СК «Колымская ДВ», на мой вопрос, почему именно мате-матика выбрана предметом школьной олимпиады. Он пояс-нил:
— Мало какое еще занятие также хорошо развивает мышление и логику, как решение математических задач. Кро-ме того, для олимпиады принципиально важно, чтобы оценка была объективной. Этому условию также отвечает именно математика, наука точная, верные результаты однозначны, их легко оценить. А денежные призы — от 20 до 40 тысяч рублей (в этом году суммы повышены на 10 тысяч рублей, прим. ред.) позволят самому ребенку принять решение, на что потратить.
Замечу, что учителя победивших ребят также получили награды спонсора, потому что успех ребенка — результат коллективного творчества.
Олимпийские правила
Участником первого (заочного) тура мог стать любой хабаровский школьник с 4-го по 7-й классы. Зарегистрировался на сайте, система зашифровала твое имя, выдала логин и пароль и «мистер или миссис х» допущены к тестовым заданиям в своей возрастной группе. Пробуй силы, думай, время для поиска ответов на десять задач — почти два месяца. Можно решать в любом порядке, хочешь — все, хочешь только те, которые заинтересовали, ответы подгружаешь на сайт постепенно. За верное решение каждого задания получаешь определенное количество баллов.
Кто-то подумал, что в таких условиях вполне возможна поддержка со стороны, к примеру, родителей? Во-первых, без их информирования и согласия не зарегистрируешься на сайте олимпиады, во-вторых, четвероклассникам, впервые решившим вступить в ряды олимпийцев, явно потребуется помощь в работе с компьютером.
По сумме набранных баллов первого тура проводится отбор участников на второй. И тут наступает самое волни-тельное испытание: второй тур предполагает очное участие, в нем никаких знаний ПК и гаджетов не потребуется. Листок в клеточку, ручка и — во всем надейся только на себя.
А сейчас внимательный читатель может проверить на-вык устного счета: на каждый из четырех потоков участников олимпиады — составлено по десять задач для первого тура, и по пять задач (за каждую по семь баллов) для второго тура. Сколько всего задач потребовалось для проведения олим-пиады? Решили?
Раз ступенька, два ступенька…
— Все задания придуманы коллективом учителей и вузовских преподавателей, соответствуют школьным программам 4—7 классов, — поясняет доцент педагогического института ТОГУ лауреат премии правительства России в области образования Виктор Мендель. — Мы коллегиально обсуждаем, отбираем самые интересные, передаем организаторам. Зашифрованные работы проверяются членами жюри, результаты передаются в оргкомитет, где уже и расшифруют имена ребят. Так что тех из них, кто показал лучшие результаты, мы видим только на церемонии награждения.
Организаторы подчеркивают, что городская олимпиада — очень важное начинание. Для учащихся 4—7 классов не предусмотрены муниципальный, региональный и федеральный этапы Всероссийской олимпиады школьников по математике. Чтобы в будущем более успешно выступать на них, нужно научиться правильно оформлять решения задач, быть готовыми к нетипичным заданиям, обладать умением сосредоточиться в незнакомой обстановке, среди незнакомых взрослых и сверстников.
На второй, очный тур, который по традиции проводится в лицее инновационных технологий, было допущено 156 школьников, пришли 135.
Бывает, что с первого раза не всем удается справиться с заданиями. Случается, кто-то остается недоволен собой, порой решения «озаряют» с опозданием — «Эх, надо же было вот так…». Ничего, это только подогревает интерес и желание победить, а накопленный опыт поможет в этом. У ребят есть возможность вернутся на следующий год, чтобы своим трудом и умом заработать денежный приз или сертификат на поступление в лицей инновационных технологий без экзаменов. Ведь не секрет, что усилия многих родителей нацелены на то, чтобы их дети учились в этом учебном заведении. Ребята тоже стремятся попасть в среду единомышленников, туда, где их способности будут поняты, оценены и получат дальнейшее развитие, где найдут новых друзей.
А математическая олимпиада имени адмирала Г.И. Невельского дает реальные возможности для того, чтобы эти мечты исполнилась.
Наталия Колтунова, фото Юлии Чуприковой
Следите за олимпиадными новостями на сайте
https://olimpkhv.com/ 0+ реклама